Мировое наследие
Фотографический архив библиотеки Конгресса - это не о количестве и даже не о качестве. Это - об одной из старейших фотографических коллекций в мире. Когда перед вами на столе лежат два фотографических альбома Уолкера Эванса, сделанных им самим (каждый - в единственном экземпляре), контактные листы Юджина Смита или фотографии Льюиса Хайна; когда вы листаете единственный экземпляр уникальной книги Лени Рифеншталь Олимпия, в 1936 году подаренной ею (о чем свидетельствует уверенным легким наклоном элегантная дарственная на титульном листе) человеку, через три года развязавшему вторую мировую войну; когда вы смотрите на воскрешенные, не реальные для тех времен цветные фотографии непревзойденного Прокудина-Горского, - тогда значимость хранимого в библиотеке Конгресса США в Вашингтоне из понятия абстрактного становится понятием более чем осязаемым.
По самым скромным подсчетам, в фотографическом отделе библиотеки Конгресса, что находится в Мэдисон билдинг, хранится что-то между тринадцатью с половиной и четырнадцатью миллионами отпечатков и негативов - мировое фотографическое наследие.
Притом что в нынешнем качестве национальная библиотека Конгресса ведет свое начало с 1815 года1 (тогда Конгресс получил библиотеку Томаса Джефферсона - дар бывшего президента взамен прежней, сожженной дотла англичанами в 1812 году), первое приобретение фотографий как произведений искусства (работы пикториалиста Кларенса Уайта и фотосецессиониста Гертруды Кезебиер) произошло только в 1926 году. И пусть до того года библиотека уже могла похвастаться огромным фотографическим архивом, но факт официального отношения к фотографии именно как к произведению искусства ознаменовал собой формирование осознанной политики по отношению к ней, признание ее важной составной мирового культурного наследия.
Вообще история всех приобретений библиотеки Конгресса непосредственно связана с тем, что во всем мире сегодня обозначается словом copyright - авторское право. В 1846 году Конгресс США обязал библиотеку и институт Cмитсониан приобретать по одному экземпляру каждой из публикуемых и защищенных авторским правом книг, карт, музыкальных произведений, отпечатков. И хотя фотография в то время никак в законе не обговаривалась, первые дагерротипы тем не менее защищались авторским правом, так как фигурировали в качестве отпечатков наравне с гравюрами.
Первой фотографией в библиотеке Конгресса считается соляной отпечаток с дагерротипа Маркуса Рута2, на котором изображена аболиционист и общественный активист Лукреция Мотт. Ситуация изменилась в 1865 году, когда появилась новая редакция закона об авторском праве. В нем фотография уже упоминается наравне со всеми произведениями.
В 1866 году архив института Смитсониан переводится в библиотеку Конгресса, и у нее появляется первая полноценная фотографическая коллекция - альбом из 24 стереографий Фредерика и Уильяма Лангенхаймов. В 1870 году библиотека Конгресса по новому закону приобрела статус головного офиса по авторскому праву, и к 1896 году в ее комнатах и подвалах (тогда она располагалась в здании Капитолия) насчитывалось уже 33000 фотографий. В 1897 году, с переездом из Капитолия в здание Джефферсон билдинг, создается самостоятельный Отдел графических искусств, и к 1901 году количество фотографий в нем увеличивается до 50000 работ.
Между 1915 и 1930 гг. в библиотеку переводится весь фотографический архив американского департамента по военным вопросам, т.е. вся фотография периода гражданской войны - Тимоти О'Салливан, Мэтью Брэйди, а также фотографы, что входили в студию Брэйди. В 1929 году Отдел графических искусств уже называется Отделом изящных искусств. Тогда же начинается программа по фотографическому документированию архитектурного наследия США и приобретается серьезный архив не признанного в то время архитектурного фотографа из Вашингтона Фрэнсиса Бенджамина Джонстона - до 6000 негативов. Фонд Карнеги выделяет финансы на поддержку программы, и под это обустраивается отдельное хранилище.
Нынешнее название - Отдел отпечатков и фотографий - появляется между 1942 и 1944 годами, и именно в сороковых годах происходит ряд важнейших событий. В 1943 году приобретается архив фотографа Арнольда Генте (25 тысяч изображений)3, фотографический архив Federal Security Administration и архив Office of War Information (ничто иное, как задокументированная жизнь Америки с 1935 по 1943 гг.). В 1948 году покупается архив Прокудина-Горского (около 1900 стеклянных тройных негативов, 2400 отпечатков в 14 альбомах); в 1949 году Джорджия О'Киф дарит 57 работ Альфреда Стиглица…
Понятно, что все это очень сжато. Таковы только основные вехи непосредственно становления Отдела отпечатков и фотографий библиотеки Конгресса США, всего, что предшествовало его нынешнему состоянию, - уникальному собранию мировых фотографических произведений, которому равных по значимости и объему хранимого в мире не существует. Архивы постоянно пополняются. Сегодня4 работа с фотографией делится на три направления: фотографией девятнадцатого столетия занимается Кэрол Джонсон, документальной фотографией - Беверли Брэннан, master-фотографией - Верна Кертис.
Мастер-фотография, - говорит Верна Кертис, - это работы, зафиксированные в каталоге библиотеки как индивидуально, так и работы в лотах, или группах фотографий, что не закаталогизированы индивидуально. Конечно, мастер-фотография определяется в процессе исследований фотоисториков, постоянно создается появлением на экспозициях, в публикациях, рынком коллекционирования. Библиотека в своей ежедневной работе с фотографией не всегда успевает справиться со всем объемом появляющейся таким образом мастер-фотографии.
Однако, если говорить об особом определении мастер-фотографии, то оно звучало бы следующим образом - это индивидуальные фотографии безупречного эстетического, технического и исторического значения, собранные и представленные самим создателем в виде портфолио и серии фотографий, не связанных в отдельную книгу и имеющих индивидуальные названия и даты.
Находясь непосредственно в Вашингтоне, получить полное представление о коллекции за один день - дело физически невозможное. Потребуется не месяц и даже не два, а год или более того. Семи рабочих часов, проведенных вместе с Беверли Брэннан и Верной Кертис, хватило лишь на ее небольшую часть. А это не так мало - если окинуть взглядом хранилища отдела, то они сравнимы с хранилищами книжного магазина Стрэнд в Нью-Йорке, слоган которого звучит просто - восемь миль книг. Доступна ли коллекция для интересующихся? Да, доступна. Любой желающий может ознакомиться с каждым из находящихся в ней материалов.
Мэтью Брэйди, Эдвард Кертис, Джулия Маргарет Кэмерон, Сергей Прокудин-Горский, Альфред Стиглиц, Уолкер Эванс, Ричард Аведон, Евгений Халдей, Лени Рифеншталь, Юджин Смит - лишь неполный список авторов. Кстати, архив журнала Look (1951-1971), архив Black Star Agency находятся именно здесь. И конечно, нельзя не сказать о событии 2001 года - экспозиция цветных работ Прокудина-Горского в главном здании библиотеки Джефферсон билдинг, что завершилась в середине августа. Впервые в истории удалось восстановить и качественно передать цвет с оригинальных тройных негативов фотографа5. Во многом именно Прокудин-Горский и послужил поводом для того, чтобы подробнее познакомиться с отделом фотографии.
Скажете - в Вашингтон не долететь? Понимаем. Но можно и не лететь. Из России за подробнейшей информацией о том, что происходит в библиотеке Конгресса.