Наш фотоблог

Фокус

В настоящее время профессиональная репортерская фотография переживает революционный переход на цифровую фототехнику. Тем не менее количество фотографов, продолжающих заряжать в аппарат пленку, пока остается довольно значительным. Их потребности не оставляют без внимания производители фотоматериалов, в том числе и компания Fujifilm. В ее ассортименте негативных фотопленок две трети занимают именно профессиональные пленки. Законы жанра фоторепортажа, сложившиеся чуть ли не сто лет назад, не изменились и поныне. Такими же остались и требования к аппаратуре и фотопленке. Листая старые учебники по фотографии, мы находим указание, что фоторепортер должен использовать фотопленку, дающую мелкое зерно и максимальную деталировку изображения, и при этом пленка должна обладать большой светочувствительностью, поскольку условия съемки часто бывают не самыми благоприятными. Удовлетворять столь взаимоисключающие требования создателям фотопленки всегда было довольно непросто. Каких же результатов удалось достичь в начале нового века?

Последней восьмисоткой, выпущенной для профессиональной репортажной фотографии, стала Fujicolor Press 800. Новинку оценили многие фотографы, и пару лет назад она была заряжена в фотоаппарат почти каждого репортера.

В то же время не секрет, что восьмисотку давно включает большинство серий любительских фотопленок, а среди профессиональных встречаются модификации и с чувствительностью 1600 ISO. Однако компания Fujifilm, создавая новинку, ограничилась чувствительностью только 800 ISO. Очевидно, потому, что цветные пленки большей чувствительности пока все же являют собой некий компромисс в отношении резкости и зернистости.

Как известно, в фотопленке за образование изображения отвечают кристаллы галоидного серебра. А от их формы и размера зависит светочувствительность материала. Увеличение размеров кристаллов хотя и приводит к заметному росту чувствительности, но негативно сказывается на зернистости и резкости изображения. Частично решить эту проблему может плоская форма и параллельное расположение кристаллов в эмульсионном слое. Эта технология не нова и более десяти лет используется при производстве фотопленок, продолжая совершенствоваться.

В перспективе возможно увеличение светочувствительности за счет использования меньшего количества фотонов света для образования скрытого изображения. При этом теоретически реально получить фотопленку даже 20000 ISO. Но на сегодняшний день именно восьмисотка является той золотой серединой, которая сочетает оптимальное качество изображения с высокой светочувствительностью.

Сенситометрические испытания, проведенные на сенситометре ЦС-3, позволили определить, что фотопленка имеет светочувствительность, соответствующую указанной на упаковке. Это говорит о том, что она может быть критична к недодержке, в отличие от менее чувствительных любительских пленок, реальный индекс экспозиции которых обычно в 1,5-2 раза выше номинала. Фотопленка хорошо сбалансирована по чувствительности и контрастности. Баланс светочувствительности соответствует цветовой температуре дневного света. Общая контрастность позволяет отнести ее к фотопленкам средней контрастности. Разрешающая способность, конечно, ниже, чем у пленок меньшей светочувствительности, но вполне удовлетворяет требованиям репортерской пленки. А вот резкость снимка может оказаться даже гораздо лучше за счет использования более коротких выдержек, исключающих смаз изображения.

Говорить о зернистости изображения в нынешних условиях уже не совсем корректно. Рассматриваемая фотопленка редко используется для печати традиционных фотографий. Гораздо чаще негатив сканируется в редакции, а современные сканеры, как известно, неплохо научились бороться с зернистостью электронным образом. Однако и при оптической печати зерно остается визуально приемлемым даже на форматных отпечатках - за это свойство пленка и обрела свою нынешнюю популярность.

Цвет фотоснимка определяется свойствами не только фотопленки (цветопередача), но и фотобумаги. А в случае полиграфического воспроизведения добавляются искажения, создаваемые сканером и типографскими красками.

Однако все же некоторые цветовые искажения создаются только негативной пленкой, и в дальнейшем они уже не зависят от цветопередачи позитивного материала. Вот именно эти изменения насыщенности и точности воспроизведения цвета, создаваемые негативом, мы и стараемся выделять в наших тестах.

Оценка цветопередачи производилась с помощью таблицы Macbeth. Насыщенность цветных полей определялась по выходу красителей в негативе, как их степень отличия от серого. Плотности цветных полей, промеренные на денситометре в трех зонах, вводились в компьютер, который пересчитывал степень отличия от серого в проценты насыщенности. Чем дальше от центра расположена точка поля на графике цветового охвата, тем насыщенней цвет. Смещение точки по углу говорит об искажениях цветового тона. Общий анализ цветопередачи показал некоторое сходство пленки Fujicolor Press 800 с хорошо известной Fujicolor Superia 800. Рассматриваемую пленку отличают яркие насыщенные цвета. А небольшие недостатки в проработке полутонов характерны для всех современных высокочувствительных пленок.

Сегодня, в связи с бурным развитием цифровой фототехники, сложно прогнозировать развитие рынка профессиональных пленок. Появятся ли в ближайшем будущем новые разработки высокочувствительных репортерских фотопленок или прогресс приостановится, покажет время.

На довольно стандартном пейзажном сюжете хорошо видны особенности тестируемой пленки. В отличие от пленок более низкой чувствительности, на пленке Fujicolor Press 800 заметно более низкая насыщенность цвета и большая зернистость.

Пример сложного смешанного освещения. В кадре присутствуют дневной свет (5500 К), лампы накаливания - (3000 К), люминесцентные лампы и экран телевизора. В такой съемке важно было выбрать ключевой по спектру источник света (в данном случае люминесцентные лампы), а цветовые искажения, вносимые остальными источниками, пленка неплохо сгладила.

В студии фотографии "2000К" обрабатывают любые фотографии с любых носителей. Сделать запоминающийся альбом можно как со своими пожеланиям и вариациями, так и положиться на вкус наших дизайнеров. Дизайн фотокниг очень разнообразен и здесь все зависит от вашего настроения и и видения будущего фото-шедевра.

Контакты

  • Приезжайте к нам
    тел.: 8-495-997-07-78

    Центр Москвы, 
    Газетный переулок, д.9, с.7

    ----------------------------------------

    Проект студии «ГРДА»