Наш фотоблог

Лучший из советских

Выпуск первой партии фотоаппаратов Киев-2 был приурочен к майским праздникам 1947 года. А в ноябре, к тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, фотоцех заработал уже в полную силу. И если в 1948 году было собрано всего 1400 камер, то в 1951 - уже 11 тыс., среди которых было и 2000 новых Киевов-3.
Странная сдвинутая нумерация отнюдь не случайна. Существовал еще и Киев-1, но сделано их было всего ничего. По существу, это был Contax-IIa. Если, конечно, не считать крупного штампа КИЕВ, поставленного прямо поверх наскоро зачеканенной старой немецкой надписи.

Зато последующие модели, вторая и третья, почти полностью собирались из арсенальских деталей. Вот только объективы: 50-мм Зоннар-Красногорск, он же Зоркий, позже переименованный в Юпитер-8, а также портретный Юпитер-9 (85 мм), широкоугольный Юпитер-12 (35 мм), телеобъектив Юпитер-11 (135 мм) и светосильный Юпитер-3 (50 мм, f/1.5) - выпускались другими заводами. Нечего даже и говорить, что вся вышеперечисленная оптика была точной копией цейсовской. А встроенный экспонометр Киева-3 был вообще истинным арийцем, поскольку попал к нам прямо с фирменных контаксовских складов. Поэтому неудивительно, что работал он превосходно и не потерял чувствительности спустя три десятка лет. Более того, даже в наше время нетрудно встретить Киев-3 с этим полезным прибором, исправно замеряющим свет. А вот более позднее, уже советское изделие такой долговечностью похвастаться не может.

Сам же фотоаппарат представлял собой малоформатную камеру с длиннобазным дальномером, совмещенным с видоискателем. Он, в отличие от более распространенного короткобазного, точнее определял расстояние до объекта съемки и меньше страдал от толчков и ударов. А штыковая (байонетная) оправа объектива здорово облегчала манипуляции со сменной оптикой.

Владельцу Киева больше не нужно было утруждать себя юстировкой дальномера. В то время как для менее совершенных Зорких и ФЭДов, оснащенных ввинчивающимся объективом, данная процедура была почти обязательной. Но на этом удобства не заканчивались. Например, съемная задняя стенка в сравнении с советскими лейками Харьковского или Красногорского заводов считалась неслыханной роскошью. Тот, кому хоть раз приходилось запихивать пленку, сняв нижнюю панель Зоркого или ФЭДа, поймет, о чем идет речь...

Но главным преимуществом, всегда выделявшим Киев из плотной массы остальных советских фотоаппаратов, являлся превосходный затвор с просто невероятным набором выдержек: от 1/2 до 1/1250 сек. Да еще и В в придачу! При этом хитрая взводная головка заодно исполняла и роль лимба выдержек, что с непривычки могло доставить некоторые неудобства. Но обычно к такой экзотике быстро привыкали. Шторки затвора состояли из узких металлических звеньев и двигались в вертикальной плоскости. Такая конструкция позволяла снимать без искажений движущиеся объекты. К тому же она не боялась ни тропической жары, ни сорокаградусного мороза. Правда, заводская инструкция все же рекомендовала при температуре -10°C держать аппарат в тепле, под верхней одеждой.

Неограниченные возможности мощного оборонного предприятия, квалифицированные специалисты, мелкосерийное производство и солидный запас немецких деталей - все это обеспечивало изумительную надежность и долговечность арсенальских фотоаппаратов. Тогдашний Киев-2 почти ничем не уступал своему прототипу Contax-IIa. Особенно после установки синхроконтакта для вспышки (Киев-2А, Киев-3А). Поэтому-то киевские дальномерки не залеживались в магазинах. И даже появление первых зеркальных Зенитов ничуть не повредило их репутации профессиональных камер.

С учетом всего этого в 1957 году были запущены конвейеры, где начали собирать обновленные Киев-4 и Киев-4А (литера намекала на отсутствие экспонометра.) В результате годовое производство перевалило за 48 тыс. штук!
Разумеется, фотоаппарат постарались улучшить. Правда, при этом убрали нижнюю откидную лапу, придающую аппарату дополнительную устойчивость. Зато экспонометр стал компактнее и удобнее в обращении, изменился механизм обратной перемотки. А на головке обратной перемотки появились символы с обозначением светочувствительности (Киев-4А). Штатный, уже арсенальский Юпитер-8 обзавелся буквочкой М и кольцом диафрагмы с шариковыми фиксаторами. Вместо выдержки 1/1250 сек. появилась более практичная 1/1000 сек., что положительно сказалось на долговечности затвора. Но самое главное то, что с новой камерой стали совместимы любые кассеты, а не только индивидуально подогнанные арсенальские, как в случае с предыдущими моделями. Вот только качество примерно с середины шестидесятых стало уже совсем не то...

В это же время появляются т.н. экспортные модели, собранные наиболее авторитетными мастерами из самых лучших деталей. При этом внешне они остаются такими же, если не считать легендарной кубинской серии без обязательной сдвоенной надписи Киев-Kiev на передней стенке.

Кстати, этот нехитрый логотип впоследствии внес определенную путаницу. Старые двойки-тройки последнего выпуска и ранние четверки, на первый взгляд, одинаковы. Поэтому при покупке, чтобы не ошибиться, сначала обратите внимание на номер, где первые две цифры - год выпуска. А остальные приметы - головка обратной перемотки, лапа, объектив и экспонометр (для Киева-3) дадут полную уверенность, что вам не пытаются всучить относительно дешевый Киев-4 вместо уже достаточно редкого Киева второй или третьей модели.

Контакты

  • Приезжайте к нам
    тел.: 8-495-997-07-78

    Центр Москвы, 
    Газетный переулок, д.9, с.7

    ----------------------------------------

    Проект студии «ГРДА»